Веселый бог - Ярила.

Хотя в древнерусских письменных источниках не сохранилось свидетельств об Яриле, это божество оставило значительный след в поздних народных верованиях. Ярило, Ярила, Яр-Тур, Яровит, Яр-Хмель — веселый и разгульный бог страсти и удали; олицетворение весны, пробуждающейся от зимней спячки природы; воплощение могучей весенней силы, богатырской удали, молодецкого веселья и ярой страсти; древний славянский бог плодородия, «яри». Культ Ярилы был известен не только у восточных, но и у западных и южных славян. Судя по всему, культ Ярилы возник еще до великого расселения славян в VI в. н.э. и, в результате, был известен практически повсеместно.

Имя Ярила, как и другие слова с корнем -яр- было, очевидно, связано с представлением о весеннем плодородии (русск. яровой, ярый — «посеянный весной», укр. ярь — «весна»), хлебе (яровой хлеб, ярь, ярица, ярина — ячмень, овес) и животных (бычок-яровик,); ср. также русское «ярый» в значении «горячий, огненный, яростный, буйный». Ярый, яровитый, яркий на русском наречии «вообще выражает характер с требованиями, не знающими препятствий, стремления, не знающие пределов».

Культ Ярилы был весьма близок к античным культам умирающего и возрождающегося бога плодородия вроде Диониса и бога любви Эрота. У одних славянских племен Ярилин день отмечался в начале весны, у других — в конце весны или в самом начале лета.

В поверьях некоторых мест Ярила представлялся молодым и красивым юношей в белой одежде и босиком, с венком из весенних цветов на русых кудрях и с ржаными колосьями в левой руке (таким его изображали в различных обрядах, посвященных дню Ярилы). Считалось, что весной он ездит на белом коне по полям и селениям; взгляд его пьянит встречного и наполняет сердце любовью. Там, где проехал Ярила, по народному убеждению, быстрее распускаются цветы, буйно растут травы и рожь, вырастает богатый урожай.

Сохранилось описание воронежского праздника Ярилы 1763 г. В этом описании говорится: «... На городскую площадь стекались горожане и окрестные сельские жители и составляли род ярмарки. К этим дням в домах по городу делалось приготовление, как бы к великому празднеству. На месте позорища избирался миром человек, которого обвязывали всякими цветами, лентами и обвешивали колокольчиками. На голову надевали ему высокий колпак... в руки давали позвонки. В таком виде под именем Ярилы ходил он, пляшучи, по площади в сопутствовании народа обоего пола. Это празднество сопровождалось играми, плясками, лакомствами и пьянством, особенно кулачным боем... Праздник сей называют игрищем... люди ожидают его как годового торжества... и убираются празднующие в лучшее платье».



В некоторых местах после праздника «погребали Ярилу»; обычно это делалось на холме, называемом в народе «Ярилина плешь». Кое-где для обряда изготавливали из глины фигуры Ярилы и Ярилихи, которые потом разбивались и сбрасывались в воду. «Похороны Ярилы» обычно приурочивались к дням летнего солнцестояния и были широко распространены в России.

«Смерть» и «похороны» Ярилы были радостным праздником и никого не огорчали, так как в этот период хлеба уже взошли, посеянное зерно породило зерна нового урожая и «ярость» Ярилы была уже не нужна. Поэтому соломенная или глиняная кукла, изображавшая старого Ярилу, погребалась весело, с обрядовыми песнями и шутками, а сразу после похорон начинались игры и пляски.

Проверь себя, ответив на вопросы: Чем примечателен бог Ярила? Что общего между Ярилой и древнегреческими богами Дионисом и Эротом? Как праздновали день Ярилы?


7822624858472570.html
7822718009609669.html
    PR.RU™