Формы организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры  

Формы организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры

В дидактике средней школы подчеркивается важность пробле­мы интерпретации процесса обучения на уроке. Ведь при обуче­нии происходит коммуникативная деятельность — общение субъек­тов главного дидактического отношения — педагога (субъект пре­подавания) и учащихся (коллективный субъект учения). Комму­никативная деятельность играет огромную роль в основных видах человеческой деятельности, поэтому общение субъектов обуче­ния происходит в тех же формах, что и общение людей в жизни.

В обучении кроме прямого контактного общения существуют также виды дистанционного общения, когда обучающиеся разде­лены в пространстве или во времени и сам акт общения осуще­ствляется посредством книг, кино, телевизора, радиоприемника

и т.д.

Общение субъектов обучения с точки зрения современной ди­дактики выражается в таких его формах: фронтальное, индивиду­альное и групповое. Последнее рассматривается как общие орга­низационные формы обучения: формы организации деятельности учащихся, организационные формы обучения, формы организации ра­боты на уроке, формы организации учебной работы, а также работа в парах, командах и т.д.

Таким образом, общение, реализуемое двумя сторонами ди­дактического взаимодействия, в общей дидактике получило на-


звание формы организации деятельности. В связи с тем что деятель­ность двух сторон обучения, реализуемого непосредственно на уроках, осуществляется во взаимосвязи, представляется целесо­образным именовать данный педагогический феномен формой орга­низации деятельности учителя и учащихся на уроке. Конкретизация этого педагогического явления крайне важна.

В педагогической литературе, отражающей точку зрения ди-дактов, достигнуто определенное взаимопонимание в этом воп­росе. В теории и методике физического воспитания состояние не­сколько иное. Специалисты по-разному его интерпретируют. В од­ном и том же учебном пособии авторы разных глав, освещающие одну и ту же проблему, используют различные формулировки: «организационно-методические формы организации общего по­рядка учебной деятельности занимающихся» и «организация дея­тельности занимающихся».

В настоящее время на уроках физической культуры в общеоб­разовательных школах учителя применяют следующие формы организации1: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике физического воспитания выделена и «особая организационно-методическая форма проведения уп­ражнений» — круговая тренировка, упрочившая свои по­зиции в практике с начала 1970-х гг.



Фронтальная форма организации предусматривает выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руко­водством учителя. Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают объяснения учителя, или наблюда­ют за его действиями, или выполняют физические упражнения, т. е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и коллективом класса. Учитель направляет работу уча­щихся непосредственно или косвенно (опосредованно).

Одинаковые задания могут выполняться одновременно всем классом (рис. 9, а) поочередно, по одному, по двое, нескольки­ми учениками (с паузами) или потоком (рис. 9, в). Потоком мож­но выполнять только те физические упражнения, которые проч­но усвоены учащимися. Поточная организация учебной деятель­ности требует хорошей дисциплины и относительной простоты выполняемых упражнений, надежную страховку.

Физические упражнения можно выполнять в группах, отделе­ниях, всем классом (рис. 9, б). Несмотря на наличие групп, форма организации остается фронтальной, т.е. учащиеся всего класса выполняют одинаковое задание, общее для всех учебное задание, в данном случае — физические упражнения у гимнастических ска-

1 Термин «форма организационной деятельности учителя и учащихся на уро­ках физической культуры» в дальнейшем для краткости будет именоваться как форма организации.


меек тремя группами или с мячом в тех же трех группах под об­щим руководством учителя.

Педагог осуществляет прямое, непосредственное психоэмоцио­нальное воздействие на коллектив класса, побуждает ответную ре­акцию (мысли, чувства, переживания, практические действия). Здесь учитель имеет возможность взаимодействовать со всем классом.



Эффективной фронтальная форма организации может быть только в том случае, если у учителя сформированы умения дер­жать в поле своего внимания всех учащихся класса, обеспечивать одновременную и активную деятельность каждого ученика, под­держивать рабочую дисциплину.

Положительная сторона данной формы организации заключа­ется в том, что в активные двигательные действия вовлекаются все ученики класса; отрицательная — здесь ограничены возмож­ности учителя внимательно наблюдать за каждым учеником, нельзя вовремя предотвратить, обнаружить и исправить ошибки, посто­янно следить за поведением учащихся. Фронтальная форма осо­бенно рациональна на уроках физической культуры в I —IV клас-

6 Железняк 161


сах, поскольку младшие школьники отличаются большей под­вижностью и не могут подолгу оставаться в бездеятельном состо­янии. Кроме того, содержание обучения состоит из сравнительно несложного материала, учитывающего учебные возможности дан­ного контингента учащихся.

Фронтальная форма успешно применяется и в работе с учащи­мися средних и старших (V—IX и X—XI) классов, особенно в вводной и заключительной частях урока. Однако это не исключает возможности применения фронтальной формы и в основной час­ти урока, если такая необходимость обусловлена его педагогиче­ской целью и конкретными задачами.

Общий предмет обучения, общая цель и непосредственное об­щение учителя с коллективом класса способствуют возникнове­нию отношений между педагогом и коллективом учащихся.

Групповая форма организации предусматривает временное деле­ние коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, от­делений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по ука­занию учителя и с помощью подготовленного им еще задолго до этого урока актива учащихся.

Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способно- " стей. Учебная деятельность учащихся при этом выполняется груп­пами — одновременно всей группой (рис. 10, а) и в группе — поочередно (рис. 10, б).

По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется пре­имущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнения.

Положительные моменты: стимулируется самостоятельная ра­бота школьников, которая содействует формированию у них по­требности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе уча­щихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их (обеспечивать безопасность при вы­полнении двигательного действия).

Групповая форма занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индиви­дуальных темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соот­ветствующие силам и способностям состава данной группы и каж­дого ученика в отдельности. На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.

Осуществляя руководство всем классом, учитель занимается непосредственно с тем отделением, которое выполняет упражне-


ния, требующие страховки (на кольцах, опорные прыжки), когда упражнения еще только разучиваются. Остальными отделениями руководят специально подготовленные учащиеся-активисты. Ког­да на уроке повторяются ранее изученные упражнения, учитель может, наблюдая за всем классом, переходить от одного отделе­ния к другому. Если же в классе нет подготовленного актива и коллектив учащихся все еще не приучен к самостоятельной рабо­те, то не рекомендуется создавать более двух групп. А возможно, следует временно избегать проведение такого урока. В этом случае необходима систематическая и целенаправленная подготовка коллектива к групповой форме занятий:

- постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;

- обсуждение и составление плана учебного задания в группе;

- определение способов его решения (ориентировочная дея­тельность), распределение обязанностей;

- организация работы по выполнению учебного задания;

- наблюдения учителя и корректировка работы группы и от­дельных учащихся, взаимный контроль за выполнением задания в группе;

- краткие сообщения учащихся (по вызову учителя) о полу­ченных результатах, общая дискуссия в классе под руководством


учителя, дополнение, исправление дополнительной информации и подведение итогов деятельности;

- оценка работы групп и коллектива класса в целом.

В хорошо продуманной и подготовленной группой работе, по мнению Ю. К. Бабанского, кроются большие воспитательные воз­можности. Кооперация побуждает учащихся обмениваться опы­том, мнениями, формировать собственное мнение, обсуждать целесообразный путь выполнения поставленных заданий, позна­вать усвоенное. Это приучает к коллективным методам работы.

Индивидуальная форма организации: каждый ученик получает индивидуальное задание, которое он должен выполнить незави­симо от других. Такая форма организации деятельности отвечает способностям и возможностям отдельных учащихся (и хорошо ус­певающих, и среднеуспевающих, и слабоуспевающих), позволя­ет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с ин­дивидуальными учебными возможностями учащихся при реше­нии одних и тех же задач, например в развитии двигательных ка­честв на подготовительном этапе. При этом учитель наблюдает за деятельностью каждого учащегося, помогает определить рацио­нальный способ достижения поставленной задачи. Педагогическая ценность данной формы в том, что она содействует активизации деятельности каждого учащегося. На уроке применяются так на-зываемые учебные карточки, где в доступной форме предписан * алгоритм индивидуального задания. Заданиям придается частично или полностью поисковый, исследовательский характер. В этом случае перед учащимися ставятся учебные задачи с определением или без определения конкретных двигательных заданий, путей решения задачи, это содействует формированию самостоятельно­сти (рис. 11).

Индивидуальная форма может быть применена на уроках фи­зической культуры всех типов.

Особую ценность они представляют на подготовительном эта­пе, когда в процессе самостоятельных занятий формируются дви­гательные и инструктивно-методические умения.

В структуре школьного урока физической культуры индивиду­альная форма организации используется во всех трех его частях, чаще всего в IX—XI классах. Однако это не исключает ее приме­нения в младших и средних классах.

Задания учителя могут быть выполнены:

- одновременно всеми учащимися, получившими разреше­ние (или задание) в течение определенного времени (30 с — 1,5 мин) свободно бегать, прыгать, лазать, бороться, играть и т.д. (рис. 11, о);

- одновременно всеми учащимися, получившими разрешение (или задание) в течение определенного времени заняться любым из предложенных учителем физических упражнений;


- отдельными учениками по особым заданиям (облегченным или усложненным с учетом индивидуальных особенностей детей) учителя (рис. 11, в).

Выполнение индивидуальных заданий начинается и заканчи­вается по команде учителя.

Используя индивидуальную форму на уроках, учитель полнее удовлетворяет запросы и интересы учащихся, создает оптималь­ные возможности для их физической подготовки, предлагая уп­ражнения-задания, наиболее соответствующие их учебным воз­можностям и потребностям, целенаправленно организуя педаго­гический процесс.

Круговая тренировка представляет собой наиболее развитую ступень групповой формы организации. Возникла данная форма в нашей стране в 1960-х гг., но теоретическое обобщение и описа­ние получила в трудах специалистов Германии как разновидность «крайстреннинга». Занятия физической культурой и спортом про­ходят одновременно в группе и как индивидуальная форма орга­низации взаимодействия педагога (тренера, учителя) и занимаю­щихся.

Круговая тренировка в настоящее время приобрела такую по­пулярность, что она рекомендована для систематического исполь-



зования на школьных уроках физической культуры с IV—V клас­сов.

В литературе описаны несколько разновидностей круговой фор­мы, наибольшей популярностью пользуются «станционные заня­тия» и круговая тренировка. Круговая тренировка дает возмож­ность самостоятельно получать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Для школьного урока физической культуры эта форма приобретает особое значение, так как позволяет организовать учебную дея­тельность одновременно всего коллектива класса с относитель­ной самостоятельностью и использованием большого количества оборудования и инвентаря.

В зависимости от конкретных задач урока круговая форма орга­низации уместна во всех трех его частях.

Включение круговой формы в вводную часть урока считается целесообразным в тех случаях, когда предстоит еще более интен­сивная работа в его основной части, требующая большего напря­жения, в освоении определенных умений и навыков различных движений. Комплекс подводящих упражнений подготавливает уча­щихся к предстоящей работе.

Применение круговой тренировки в основной части урока свя­зано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме и при оптимальных условиях нагрузки. В заключительной части круговая форма применяется редко.

Сущность круговой формы организации заключается в том, что коллектив класса разделяется на несколько групп по 4 —6 уча­щихся. Группы распределяются учителем по местам занятий (стан­циям), в зале или на площадке, где расставлены снаряды, инвен­тарь или специально оборудованы для таких занятий. На «станци­ях» очередность выполнения упражнений планируется так, чтобы по направленности воздействия они сменяли друг друга. К приме­ру, если на одной «станции» преимущественное воздействие ока­зывается на мышечную систему нижних конечностей (ног), то на последующих — на другие мышечные группы: туловища, верхних конечностей и др. (рис. 12).

Выполнение упражнений начинается одновременно на всех «станциях» и по команде учителя. Справившись с заранее обус­ловленным заданием (по содержанию, объему и интенсивности), группы в установленном порядке (обычно по направлению часо­вой стрелки) переходят на очередное место занятий. Они отдыха­ют там и знакомятся с содержанием нового задания, опробуют его и по команде учителя начинают выполнение нового задания, и так до тех пор, пока не пройдут через все «станции».

Круговая форма организации требует предварительной подго­товки учащихся. После того как учащиеся прочно усвоили исполь-


зуемые в комплексах круговой формы физические упражнения, их знакомят с организацией работы (деятельности) на станциях (их расположение, последовательность выполнения физических упражнений, порядок перехода к очередным «станциям», формы учета результатов деятельности и представление их учителю). На следующем уроке учащиеся вместе с учителем определяют макси­мальный тест (МТ) выполнения упражнений на каждой «стан­ции». Физическая нагрузка регулируется по схеме МТ/2 или МТ/4 в зависимости от уровня развития учебных возможностей учащих­ся, в частности их важного компонента, физической подготов­ленности.

В цикле уроков (3 — 6) объем нагрузки устанавливается по схе­ме МТ/4 + 1 или МТ/2 + 1 с последующим его увеличением на каждом уроке на одно или несколько повторений. Уже на седьмом или восьмом уроке определяется новый МТ с повторением пре­дыдущего цикла. Переход к новому циклу может быть и раньше, если комплекс, подобранный для учащихся, исчерпал себя или, наоборот, будет продолжен. Использование круговой формы орга­низации возможно почти по всем разделам школьной програм-


мы: гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, борьбе, спортивным играм.

Круговая тренировка, организованная по методу интервально­го упражнения, с четко определенными интервалами отдыха, так называемыми действенными паузами как между упражнениями, так и между кругами. В последней разновидности также выделены три варианта. В первом и втором из них упражняются на «станци­ях» по 15 с (отдых 30 с).

Физические упражнения должны быть хорошо знакомы уча­щимся, не требовать подстраховки, избирательно воздействовать на определенные системы организма, соответствовать возрасту и подготовленности занимающихся.

При составлении комплексов упражнений учитель должен стре­миться к тому, чтобы каждое последующее было «разгрузочным» по отношению к предыдущему и чтобы в работу поочередно вклю­чались основные мышечные группы.

Программа ориентирует учителя на то, чтобы уроки физиче­ской культуры проводились по возможности на открытом возду­хе. В этом случае целесообразно использовать мишени для метания в цель, прыжковую яму, оборудование гимнастического городка школы, полосу препятствий и другие специальные сооружения и особенности рельефа местности.

В специальной литературе предпринята попытка выделить в самостоятельную организационную форму сочетание групповой формы с работой отдельных учащихся, выполняющих так назы­ваемые дополнительные упражнения. Это и есть та практика, кото­рая привела к возникновению круговой тренировки.

Применение дополнительных заданий объясняется тем, что при групповой форме организации приходится ждать своей очереди, чтобы выполнить упражнение, поэтому используются, в частно­сти, подвижные игры, которые можно проводить уже начиная с I — II класса. Простейшие варианты таких заданий представляют собой как бы цепочки, составленные из тематически оформлен­ных, регламентированных двигательных действий, например: «Пожарные», «Космонавты», «Пограничники».

Более сложный по содержанию и условиям проведения игро­вой вариант представляет собой комплекс из 3 — 4 подвижных игр. Характер и число основных движений в каждой игре довольно точно оговаривается правилами. Устанавливается желательное че­редование нагрузки и отдыха. Выделенные ученики подсчитывают очки, следят за порядком.

Такой вариант приемлем начиная с IV класса: игровые дей­ствия с мячами разных размеров: бег, прыжок, метание, броски, т.е. с использованием элементов спортивных и подвижных игр. Например, в такой комплекс могут войти игры со специально разработанными для них правилами: «Бег вдоль волейбольной сетки


с отбиванием мяча», «Удочка», «Гонка мячей», повторная эста­фета с бегом.

Игровые варианты применяются в основной части урока с ус­тановкой на развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, скорости передвижения. Они приобретают особое воспитательное значение: приучают детей к взаимоответственности и взаимопод­держке в команде, способствуют проявлению творческой актив­ности и инициативы, вызывают яркие положительные эмоции. Группы учеников играют в эти игры на разных местах площадки, начиная и заканчивая их по сигналу учителя. Играющие последо­вательно переходят от одной игры к другой.

Дополнительные упражнения должны быть хорошо знакомы, доступны для самостоятельного выполнения, разнообразны по воздействию, родственны по структуре движений основному фи­зическому упражнению.

1. При фронтальной форме организации интенсивность нагруз­ки должна быть рассчитана на средние показатели, характерные для данного классного коллектива. При этом первыми прекраща­ют деятельность учащиеся с низкими возможностями, затем со средними и т.д. В каждой части урока рекомендуется предусмот­реть такое разнообразие физических упражнений, которое позво­лит чередовать их в зависимости от возможного воздействия на занимающихся.

2. Физическую нагрузку можно регулировать путем изменения исходного положения упражнения, массы и формы снаряда, на­правления движения, степени нервно-мышечного напряжения, координационной сложности выполняемого упражнения.

3. После выполнения физических упражнений, вызывающих уси­ление частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания, не рекомендуются упражнения на силу и координационную точность.

4. Регулирование физической нагрузки в играх и единоборствах достигается увеличением или уменьшением абсолютного времени встречи (игры) или перерывов между играми (или встречами); ростом количества повторений, увеличением или уменьшением площадки и количества участников.

Качество урока физкультуры во многом зависит от того, на­сколько он интересен для занимающихся.

Опыт работы лучших преподавателей показывает: для того что­бы урок был интересным, учитель должен знать подход к детям, понимать их запросы, учитывать силы и возможности. Один из основоположников советской системы физического воспитания профессор В.В.Гориневский важным условием для проведения интересного школьного урока считал «сочетание воли педагога со стремлением учеников к достижению желаемого». Приемы, способствующие повышению интереса учащихся к уроку физ­культуры:


- использование элементов новизны;

- умелое варьирование (взаимосочетание) физических упраж­нений;

- подвижные игры (до IX класса включительно) с последова­тельным усложнением их правил;

- применение разнообразных форм организации занятий;

- создание проблемно-поисковых ситуаций;

- использование ТСО, упражнений максимальной, но обяза­тельно выполнимой трудности;

- включение элементов состязаний при выполнении физиче­ских упражнений (например, соревнования между отделениями, группами на лучшую осанку, на качество выполнения физиче­ских упражнений, демонстрацию лучших количественных и каче­ственных показателей).

Кроме того, урок может быть интересным, если использовать музыкальное сопровождение, что в настоящее время не является проблемой в связи с развитием радиотехники и ее доступностью. Во многих случаях на эмоциональность урока влияют показ уп­ражнения учителем, его объяснения, манеры, команды, внешний вид, окружающая среда и др.


7837254384762374.html
7837303835753425.html
    PR.RU™