Лекция № 11.Сущность процесса воспитания

1.Характеристика процесса воспитания.

2. Принципы воспитания.

3. Характеристика методов воспитания.

4. Формы и средства воспитания и их реализация в воспитательной работе.

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание конечных их целей.

Воспитание имеет свои закономерности, познание которых для руководителей любой специальности имеет важное значение. Грамотный руководитель-воспитатель способен организовать эффективную воспитательную работу среди своих подчиненных. Этому и посвящается наша сегодняшняя лекция.

1. Характеристика процесса воспитания

Профессионально-педагогический процесс, организатором и активным участником которого является руководитель, представляет собой систему целеустремленной, планомерной деятельности офицеров, личного состава, направленной на обучение и воспитание сотрудников по штатному предназначению, на формирование морально-боевых качеств, необходимых как гражданину, так и спасателю-профессионалу.

Важную роль в целостном педагогическом процессе занимает воспитание.

ВОСПИТАНИЕ - это управляемое, целенаправленное и организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, по формированию личности нужной и полезной обществу. Другими словами - это процесс по формированию у человека (личности) определенных качеств.

Воспитание в системе МЧС - это процесс систематического направленного воздействия общественности, командиров на сознание, чувства, волю сотрудников в целях формирования у них качеств, необходимых для выполнения поставленных задач в условиях мирного и военного времени.

Вместе с тем, воспитание позволяет мобилизовать личный состав на выполнение служебных или общественно-значимых задач; предупредить нежелательные, отрицательные моменты в действиях, поступках и поведении отдельных сотрудников; перевоспитать тех, у кого сложилось отрицательные взгляды или привычки; побудить сотрудников к самосовершенствованию как личности.

Все эти возможности реализуются через следующие функции воспитания:

1. Формирующе - развивающую

2. Мобилизующую

3. Профилактическую

4. Перевоспитания

5. Побуждения к самовоспитанию.

Цели и задачи воспитания определяют содержание воспитания, включающего следующие основные виды воспитания:

- государственно-патриотическое;

- нравственное;

- профессиональное;

- трудовое;

- эстетическое;

- правовое;

- физическое;

- экологическое.

Все виды, составленные части воспитания представляют содержательную сторону единого воспитательного процесса и проводятся в жизнь комплексно, в неразрывной связи с тем, чтобы сотрудник воспитывался и как гражданин своей страны и как личность, с присущими ей убежденностью, нравственностью, высокой ответственностью, культурой труда и поведения,



Уяснив сущность, цели и задачи воспитания необходимо рассмотреть основные этапы воспитательного процесса, его закономерности, средства влияния:

1 ЭТАП процесса воспитания: воспитуемые должны осознать требуемые нормы и правила поведения, цели воспитания у них тех или иных качеств. Без этого формирование определенных качеств, типа поведения личности не может быть успешным.

2 ЭТАП: знания должны перейти в убеждения, воспитуемые должны глубоко осознать важность и необходимость для них именно таких качеств и норм поведения. Без этого процесс воспитания будет развиваться медленно и болезненно и не всегда достигнет положительного результата.

3 ЭТАП: необходимо выработать у личного состава определенные навыки поведения, проявление воспитываемых качеств в той или иной обстановке, формирование привычек поведения.

4 ЭТАП (заключительный) - когда воспитуемый осознанно правильно действует в сложившихся ситуациях, умеет оценить результаты поступков и действий как своих, так и товарищей.

Добившись поставленной цели в воспитании определенных качеств у отдельного человека или у коллектива, можно ли ставить точку? - сформировав одно качество, воспитатель ставит и перед собой и перед воспитуемым новые, более сложные по формированию новых качеств у воспитуемых.

Логическую последовательность воспитательного процесса отображена в таб. 1:

1. Постановка конкретных воспитательных задач Вооружение знаниями профессиональных, нравственных и других идей, норм и требований к пове­дению
2. Цель воспитания Перевод знаний в убеждения
3. Оценка результатов воспитания Накопление опыта поведения, формирование привычек

Таблица 1. Логическая последовательность воспитательного процесса

1. Постановка конкретных

воспитательных задач

Вооружение знаниями профессиональных, нравственных и других идей, норм и требований к поведению

2. Цель воспитания

Перевод знаний в убеждения



3. Оценка результатов воспитания

Накопление опыта поведения, формирование привычек

Применяемые воспитательные воздействия могут быть прямыми (непосредственными) (беседа, критика, поощрение, наказание,) и косвенными (опосредованными) (взаимоотношения, соблюдение сотрудникских ритуалов, внутренний порядок, организация службы, труда, питания, отдыха и т.д.).

Определенность достигается обоснованным выбором цели и средств воспитательных воздействий в зависимости от условий и характера решаемых задач.

Целеустремленность предполагает наличие ясной, конкретной цели воспитания и подчинение ее содержанию методов и средств влияния. Целеустремленные воздействия характеризуются координированными, согласованными усилиями всех командиров и общественности, логичностью и оперативностью.

Систематичность предполагает проведение воспитательной работы не от случая к случаю, а постоянно, непрерывно.

Весь процесс - от вооружения сотрудников знаниями до формирования у них убеждений, привычек поведения - осуществляется в тесном единстве.

Воздействия, нацеленные на накопление опыта уставного поведения расширяют и углубляют знания сотрудников. И наоборот, формирование системы знаний одновременно закладывает основы для выработки привычек служебно-профессиональной деятельности. Исходя из этого можно сделать такой промежуточный вывод, что воспитательные воздействия влияют одновременно и на сознание, и на чувства, и на волю сотрудника в комплексе.

Результативность процесса воспитания определяется главным образом практическими делами и поступками сотрудника. Правильная оценка результатов деятельности сотрудников позволяет оперативно внести коррективы в последующие воздействия и придать всему процессу управляемый характер.

Таким образом, воспитательный процесс можно охарактеризовать как единый процесс взаимодействия воспитателей, осуществляющих воспитательные воздействия на сотрудников и коллективы, воспринимающих эти воздействия и вырабатывающих у себя устойчивые принципы и привычки поведения и стремящихся подняться на уровень требований, которые к ним представляются.

В воспитании своеобразно проявляются основные закономерности, действующие в военно-педагогическом процессе. Закономерности воспитательного процесса отражают те факторы, явления, события от которых зависит эффективность воспитательных воздействий.

Эффективность воспитания зависит:

1) От сложившихся воспитательных отношений (воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к воспитателю и к его воспитательным воздействиям).

2)От соответствия цели и организации действия, помогающих эту цель достигнуть (если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха и наоборот)

3) От соответствия социальной практики и характера (направленности и содержания) воспитательного влияния на личность. (Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же претворяет их на практике).

4) От совокупного действия объективных и субъективных факторов. (Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия).

5) От активности участников воспитательного процесса.

6) От качества, педагогической целесообразности воспитательного воздействия.

7) От интенсивности воздействия на психологию воспитуемого (система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности).

8) От индивидуальных качеств как воспитателя так и воспитуемого.

Исходя из указанных основных закономерностей воспитательного процесса вытекает основное положение, что каждое воспитательное воздействие необходимо планировать, тщательно продумывать и готовить, учитывая и особенности личности и коллектива, и условия, и место, и время проведения воспитательного мероприятия,

Поэтому руководителю профессионального коллектива, готовя и готовясь к воспитательному воздействию необходимо определить:

конкретную цель воспитательного воздействия (чего хочет добиться воспитатель).

содержание и источники воздействия (какие идеи, нравственные нормы разъяснить, довести; какие требования и почему предъявить; в каком источнике изложены).

пути и методы воздействия, характер их применения.

форму воспитательной работы.

Чем лучше и полнее учтены воспитателем, командиром эти факторы, тем активнее процесс внутреннего принятия сотрудником усваиваемых требований и норм поведения, быстрее происходит развитие личности.

Однако, в ходе воспитательного воздействия выявляется также субъективная готовность сотрудника (коллектива) к восприятию планируемых воздействий, что так же должен учитывать воспитатель. Если, например, сотрудник находится в бодром состоянии - больше шансов на его положительное отношение к вашему воспитательному воздействию и наоборот. Поэтому в воспитании важно учитывать не только объективные цели и условия, но и создавать благоприятные психологические предпосылки для правильного восприятия личным составом воспитательных влияний.

Пример: подчиненные отработали свою смену, расходятся по домам, а вы оставляете некоторых для воспитательной беседы? В данном случае неплановая воспитательная работа может принести больше вреда, чем пользы.

А от каких факторов зависит личная позиция сотрудника по отношению к воспринимаемым воспитательным воздействиям?

Основными из них являются:

1. Направленность личности – жизненные цели сотрудника, его потребности, мотивы поведения, интересы, их общественная и личная значимость.

2. Эмоционально-волевое состояние (уверен в своих силах или сомневается, заинтересован или равнодушен, горяч или хладнокровен).

3. Отношение к профессиональной деятельности, к товарищам, к самому себе.

4. Степень объективности в оценке своих способностей и возможностей для выполнения предъявляемых к нему требований.

Воспитательный процесс предполагает выполнение некоторых педагогических требований общего плана:

1 - любое воспитательное воздействие должно быть педагогически целесообразным.

2 - воспитательное воздействие должно осуществляться с учетом изменений, происходящих в личности сотрудника.

3 - оно должно учитывать перспективы развития личности сотрудника и коллектива.

Таким образом:

- воспитание - это целенаправленное и организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых по формированию личности нужной и полезной обществу.

- воспитание формирует и развивает необходимые качества личности, мобилизует на решение стоящих перед личностью или коллективом задач, предупреждает отрицательные черты и качества в человеке и коллективе, побуждает к самовоспитанию личности.

- воспитательные воздействия на личность и коллектив должны быть определенными, целеустремленными, систематическими.

- закономерности воспитательного процесса отражают те факторы и явления, от которых зависит эффективность воспитательных воздействий.

- воспитательный процесс - процесс творческий, однако, организуя воспитательную работу, командир должен быть личным примером в службе и в быту, а также учитывать личные качества сотрудников и обстановку решаемой задачи.

2. Принципы воспитания

Принципы воспитания – это исходные, руководящие положения, определяющие содержание организацию и методы воспитания в зависимости от целей и задач решаемых профессиональным коллективом.

Современная педагогика, концепция воспитания личного состава определяют следующие ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:

- гуманистический характер воспитания;

- индивидуальный подход;

- воспитание в процессе деятельности;

- сочетание требовательности с уважением личности, заботой о человеке;

- опора на положительное в личности и коллективе;

- комплексный подход к воспитанию;

- целеустремленность и конкретность воспитания;

- воспитание в коллективе и через коллектив;

- единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.

3. Характеристика методов воспитания

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (см. табл. 2).

Таблица 2. Классификация методов по источникам передачи содержания

Группы методов

Виды методов

Источники передачи содержания

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнения, тренировка,

самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Другая классификация методов построена на основе структуры личности:

а. методы формирования сознания;

б. методы формирования поведения;

в. методы формирования чувств и отношений.

Классификация:

1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от педагога к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.

Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание обучаемого для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

Самоутверждение и самовыражение личности происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.

Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями обучаемого о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.

Более подробно остановимся на методе упражнений.

Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.

Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Рассмотрим основные из них:

-убеждение;

- упражнение( приучение);

- поощрения;

- примера;

- соревнования;

- метод критики и самокритики;

- принуждения

Убеждение есть метод активного воздействия словом и делом на сознание, чувства и волю воина с целью помочь ему осмыслить, понять идеи и требования, в духе которых он воспитывается, внутренне принять их и руководствоваться ими при решении практических задач. С психологической точки зрения, задача состоит в том, чтобы сформировать у подчиненного соответствующую систему личных убеждений, определяющих линию его поведения.

По своей психологической структуре убеждения - это знания, прошедшие эмоциональную сферу и насыщенные волевыми устремлениями. Личные убеждения, которые сложились у человека поколебать трудно, а порой, и не возможно.

Характер воздействия методом убеждения определяет средства, при помощи которых эти воздействия осуществляются. Такими средствами являются:

Будучи многообъемлющим раздражителем, слово может воздействовать на все стороны психики человека: на его ум, чувства и волю.

- демонстрация опытов, наглядных пособий и др.

Все пути, средства и приемы воздействия словом между собой тесно связаны и применяются в различных сочетаниях. Однако, для убеждения очень важно правильно подобрать и подать факты, так как они обладают рядом свойств: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Дело в том, что факты можно подбирать и подавать произвольно и на основе этого делать совершенно неправильные, субъективные выводы.

ВО-ВТОРЫХ, убеждение делом, которое органически связано с убеждением словом.

Убеждение делом, работой, "проповедь действия" особенно нужны тогда, когда требуется доказать воплощение идей в практику, побудить подчиненных к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих условиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой пример. Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осуществляться или путем личного показа и опыта офицера, или показом опыта других, или убеждение сотрудников на их личном опыте, которое заключается в такой организации их деятельности, чтобы они приходили к правильным выводам в результате собственного опыта практической работы. В этом отношении большое значение имеет активное участие каждого в решении задач, стоящих перед подразделением, вовлечение его в общественную деятельность, организацию и проведение различных мероприятий воспитательного характера.

- научиться четко и ясно определять в чем следует убедить подчиненных;

- уметь выбрать и применить средства и приемы убеждения, которые наиболее пригодны для подчиненных.

Для успешного применения метода убеждения офицеру необходимо не только владеть техникой убеждения, но и обеспечивать определенные условия идей, повышающие эффективность убеждения.

Метод упражнения.

А.С.Макаренко, подчеркивал, что надо не только воспитывать в себе правильное разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, т.е. такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что если и подумал, а потому, что иначе мы не можем потому, что мы так привыкли.

Упражнения в воспитании - это такая организация жизнедеятельности личного состава, которая позволяет закалить их волю, сформировать положительные привычки, приобрести опыт и создать традиции правильного поведения, связать слово с делом, убеждение с поведением.

Метод поощрения

В практике воспитания в большую роль играет поощрение. В нем выражается положительная оценка и одобрение успехов сотрудника в выполнении им своего долга. Поощрение стимулирует дальнейшее совершенствование положительных поступков и действий, оно помогает правильно оценивать поведение человека, закрепить хорошее, вдохновляет его на решение предстоящих задач. Наконец, поощрение располагает подчиненного к начальнику. В поощрении воспитуемый видит доверие к себе, веру начальника в его творческие силы и способности.

Что же такое метод поощрения, как метод воспитания?

Метод поощрения - это положительная оценка поступка (поведения) воина и стимуляция его духовных и физических сил на более активное действие в нужном направлении.

Основные педагогические требования к применению поощрения:

1. Каждое поощрение должно быть заслуженным, сотрудник должен понимать, что он его действительно заслужил своей старательностью и усердием в службе, прилежанием в учебе, инициативой и старанием в выполнении приказов и распоряжений начальников, благородным поступком.

Если он получил поощрение незаслуженно, то оно теряет для него цену и, следовательно, воспитательную силу. Более того, незаслуженное поощрение может стимулировать плохие наклонности (лень, беспечность, честолюбие, нечестность, цинизм).

2. Если поощрение применяется чрезмерно часто и выносится за исполнение элементарных обязанностей, то снижается его воспитательная роль. При поощрении подчиненных необходимо повышать к ним требовательность, ставить перед ними новые задачи, Это дает им возможность почувствовать, что достигнутый ими уровень не является пределом, что успокаиваться на достигнутом нельзя. Тогда и каждое поощрение будет как бы ступенькой, отмечающей успехи сотрудника, вехой роста и совершенствования мастерства.

3. Необходимо правильно сочетать моральные и материальные поощрения, не увлекаться лишь одним видом. Даже объявление благодарности нужно разнообразить.

4. Необходимо заботиться о педагогической целенаправленности поощрения. Оно состоит в том, чтобы поощряя человека , направить его внимание, усилие и энергию на успешное выполнение заданий и безупречное поведение.

5. В применении поощрений должна обеспечиваться определенная последовательность и своевременность. Сначала похвала, благодарность, грамота и т.д. Такая последовательность способствует совершенствованию мастерства и дисциплины воина. Поощрение имеет цену, когда оно своевременно, когда оно не откладывается до очередного юбилейного дня или праздника. Правильно гласит народная мудрость: "Дорогая ложка к обеду".

6. Важным условием применения поощрения является гласность. Поощрение имеет.

Что же представляет собой метод примера?

Метод примера - это система воздействия на сознание, чувства и волю подчиненного личным примером воспитателя, а также другими примерами, которые ставятся воспитуемым в качестве образца для подражания.

Воспитательная сила примера основывается на склонности людей к подражанию. Следуя хорошему примеру, они совершенствуют свои качества. Подражание может носить сознательный характер, или приобретать форму слепого механического копирования образца. Положительной оценки заслуживает только сознательное подражание положительному примеру.

Чтобы пример оказал положительное воспитательное влияние, необходимо выполнять следующие условия эффективности.

а) у воспитуемых должно быть убеждение, что данный пример, поступок, личность должны быть достойны подражания. Для этого необходимо положительное внутреннее отношение к примеру, образу;

б) чтобы сотрудники были убеждены в общественной ценности и полезности данного примера или образца;

в) чтобы пример, образец были фактически и психологически доступны для подражания.

Эффективность обеспечивается:

1) Определением субъектов соревнования (кто с кем) и объектов (по каким видам деятельности);

2) Выработкой оптимальных обязательств;

3) Установкой объективных критериев для оценки результатов соревнования;

4) Контролем и учетом результатов;

5) Регулярным и объективным подведением итогов;

6) Оказанием помощи отстающим;

7) Определением и применением средств и форм поощрения победителей.

Результативность этого метода обеспечивает - гласность, - сравнимость результатов, - созданием условий для повторения и распространения лучшего опыта, - поощрением и выделением трудолюбивых, ищущих личностей.

Условием эффективности воздействия метода является:

- сочетание свободы критики с ответственностью за ее содержание;

- гласность, объективность, справедливость, убедительность, корректность;

- сочетание критики "сверху" с развитием критики "снизу";

- доброжелательность и соответствие форм критики характеру ошибок и недостатков;

- учет индивидуальной реакции человека на критику;

- острое и оперативное реагирование старших начальников на факты зажима критики и преследования за нее.

Метод принуждения - это совокупность способов, приемов, заставляющих сотрудников выполнять требования служебного долга, соблюдать нормы поведения, вопреки своему желанию, пересмотреть свое неправильное мнение, поведение.

Метод принуждения применяется после того, когда все другие средства воздействия на человека исчерпаны и не дают ожидаемого результата.

Меры принуждение: осуществляется применением следующих мер: запрещение,укор, порицание, напоминание, предостережение, упрек, замечание, предупреждение о привлечении и дисциплинарной или судебной ответственности, передача провинившегося на обсуждение общественности, наложение дисциплинарного взыскания, т.е. наказания. В ряде случаев формой принуждения служит приказ.

Взыскание - это предупреждение подчиненному о том, что ему необходимо серьезно подумать над своими поступками: над отношением к делу, к службе.

"Разумная система взысканий, - писал А.С.Макаренко, - не только законна, но и необходима. Она помогает оформляться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их".

Рассмотрим некоторые педагогические требования к дисциплинарному взысканию:

1. Всякое дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести совершенного проступка.

При определении вида взыскания и мер принимается во внимание - характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение человека, а также время нахождения его на службе и степень знания порядка службы. Только учитывая это, можно правильно оценить проступок и определить меру взыскания. Одному сотруднику за одинаковый проступок можно сделать замечание, второго предупредить, а третьего строго наказать.

2. Прежде чем наказать, необходимо выяснить причины проступка, добиться осознания воином своей вины.

Эта работа проводится в различных формах: личная беседа с нарушителями, с непосредственными командирами, проступок обсудить на собрании. Взыскание оказывает положительное влияние, если подчиненный понимает его справедливость.

3. Важно также выяснить, как нарушитель оценивает свой поступок. Поэтому не всегда рекомендуется объявлять взыскание, не дав возможность человеку обдумать проступок, осознать свою ошибку.

4. Не рекомендуется накладывать взыскание в состоянии раздражения, сгоряча. В таком состоянии принятое решение часто оказывается неправильным. Успокоившись, офицер начинает сожалеть, что поторопился наложить взыскание. Не случайно говорят: гнев - плохой советчик.

5. Взыскание должно быть своевременным. Если оно наложено с опозданием, то оно теряет остроту, не достигает цели. Время сглаживает в памяти след совершенного проступка и тогда содеянное не так глубоко переживается.

6. Вредно увлекаться частыми объявлениями взысканий. Подчиненный привыкает к взысканиям, становится безразличным, озлобляется.

7. Вызывает опасность и наносит вред чрезмерное увлечение крайними мерами. Это не способствует укреплению сознательной дисциплины, иногда настраивает подчиненных против начальника, подрывает его авторитет. В применении взысканий полезно придерживаться правила: "Крайняя мера наказания должна быть последней".

8. Дисциплинарное взыскание должно быть приведено в исполнение.

9. Дисциплинарное взыскание, наказание не должно создавать бесперспективность службы, порождать чувство безысходности ("Пока я командир - вам продвижение по службе не будет").

10. Нельзя налагать дисциплинарное взыскание формально.

11. Сила наказания увеличивается, если поддерживается коллективом.

12. Нельзя применять групповые наказания.

13. Наказание действенно, когда оно понятно и человек считает его справедливым.

14. Употребляя наказание нельзя оскорблять и унижать подчиненного.

15. Не допускать превращение наказания в орудие мести.

4. Формы и средства воспитания и их реализация в воспитательной работе

Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания".

Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

- массовые формы (участие всей группы),

- кружковая-групповая

- индивидуальная.

Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. Например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?", конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и т.п.

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться

такие формы, как:

-диспуты,

-круглый стол, беседа на этические темы,

-телемосты,

-акции милосердия,

-литературно-музыкальные композиции и т. п.

Для каждого коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность.

Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Методы самовоспитания и самообразования

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Основные методы самовоспитания:

Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Заключительная часть. Воспитательный процесс - процесс творческий. От умелого, эффективного и педагогически правильного применения методов, приемов и средств воспитательного воздействия на военнослужащих, от правильной опоры на основные принципы воспитания - зависит конечный результат в достижении воспитательных целей.

Каждый руководитель - воспитатель обязан постоянно и систематически повышать свой педагогический уровень и мастерство, регулярно заниматься самосовершенствованием в вопросах как психологии, так и педагогики с тем, чтобы стать руководителем - воспитателем.

Принципы воспитания сотрудников имеют объективный характер, их требования обязательны для всех категорий воспитателей. Но в то же время они не ограничивают творчества в выборе методов и форм воздействия на воспитуемых.

Действенность воспитательных средств находится в зависимости от личности воспитателя, его идейно-политической закалки и профессиональной подготовленности, целеустремленности, выдержки, настойчивости и педагогического такта. Чем выше авторитет руководителя, тем эффективнее его влияние на подчиненных.

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание конечных их целей.

Воспитание имеет свои закономерности, познание которых для руководителей любой специальности имеет важное значение. Грамотный руководитель-воспитатель способен организовать эффективную воспитательную работу среди своих подчиненных. Этому и посвящается наша сегодняшняя лекция.

Задание для самостоятельной работы

Иметь представление о средствах всестороннего развития личности, взаимосвязи методов и средств воспитания. Знать определение категорий организационных форм воспитания. Рассмотреть классификацию форм воспитания: в зависимости от организации учащихся (массовая, групповая, индивидуальная); в зависимости от направления работы руководителя (организация познавательно-развивающей деятельности, нравственного, эстетического, трудового воспитания и т.д.)


8139985274080236.html
8140003293533185.html
    PR.RU™